ДЖОКЕР (JOKER). Рецензия
"Улыбка, нарисованная кровью"
Осень... хотя не так – вторая половина года продолжает радовать потрясающими релизами, которые пополняют мои списки любимых киношедевров. И разве не осень с ее опадающими желтыми листьями – сезон, символизирующий обратное весне перерождение – идеальное время для такого фильма, как «Джокер»?
Случается, выходят фильмы, после просмотра которых сердце бешено колотится и мысли хаотично носятся в голове. Эти фильмы тебе не просто нравятся – они тебя пробирают. Эмоционально засасывают в начале, пережевывают и выплевывают из зала кинотеатра: мол, вот и живи теперь с этим. К таким фильмам теперь относится и «Джокер» – одна из самых выдающихся драм этого года, один из самых сильных фильмов, основанных на комиксах, из когда-либо снятых, и одно из самых потрясающих перевоплощений.
Однако, вряд ли это можно считать сюрпризом. Есть фильмы, которые тебя удивляют внезапно. Согласитесь, не так уж и часто встречается кино, о котором можно с уверенностью заранее сказать: "оно мне понравится", аж уж тем более "я буду от него в восторге". Но только не «Джокер», по крайней мере для меня. Как только анонсировали, что роль этого не нуждающегося в представлении персонажа, иконы мировой культуры, в его сольном фильме будет исполнять никто иной, как Хоакин Феникс, – с того самого момента у меня, человека, знакомого не только с талантом этого Актера, но и с его принципом отбора ролей, не было никаких сомнений, что нас ждет что-то особенное. Вы наверняка наслышаны о том, какие роли в мэйнстримовых фильмах он отвергал до этого. Раз он взялся за Джокера, значит, что-то почуял в нем. И знаете что?
«Джокер» – это буря страстей, изображенных на кинополотне самыми разными мазками, начиная от крупных и заканчивая еле заметными. Хоакин Феникс... боже мой, что за актер! Он просто великолепен в этой роли. Уверен, Джокер станет для него одной из главных ролей в его актерской карьере, которая, возможно (я верю и надеюсь на это) принесет ему заслуженный Оскар. При том не стоит сравнивать его с Хитом Леджером в контексте "лучше/хуже" – эти перевоплощения, если и не дополняют, то по крайней мере совсем не мешают друг другу. Ведь Леджер изобразил "готового" Джокера – весь фильм он был именно Джокером, а про его прошлое мы так достоверно ничего и не узнали. Феникс же изобразил, просто идеально, историю раскрытия истинного эго человека и обретения им себя. Кто-то, возможно, скажет, что это история становления злодея и падения человека, которому суждено стать этим злодеем, но тому зрителю я посоветую приглядеться повнимательнее. История, показанная в этом фильме, немного о другом, и Хоакин Феникс идеально раскрыл это. Его Джокер не заменяет личность Артура, иначе было бы слишком просто, в том числе для Хоакина как для актера. Вам предстоит самим понять и разобраться, какие метаморфозы происходят с этим необычайным персонажем и его психикой на протяжении действия фильма. На самом деле, даже чисто у этой его стороны может быть множество интерпретаций, как и у самой киноленты, что уже говорит о качестве – и ленты, и перевоплощения.
Трудно спорить с тем, что в фильме присутствует идеальное попадание Феникса как в роль замученного жизнью, одинокого, отвергаемого обществом Артура Флэка (человека), так и в раскрепощенного, радующегося своему бытию и готового на "подвиги" Джокера (символа, легенды). Попадание как эмоциональное, так и физическое. Но именно эмоциональная его сторона, на мой взгляд, наиболее выдающаяся. Особенно хотелось бы отметить перевоплощение Феникса в финальных сценах картины: я буквально сидел на краю кресла в эти моменты.
Думаю, не нужно писать, что Роберт ДеНиро и Фрэнсис Конрой составили идеальный аккомпанемент этому актерскому бенефису Хоакина. То же касается и всех остальных актеров, в особенности Бретта Каллена, сыгравшего Томаса Уэйна так, как до этого его не играл никто другой. Зази Битц исполнила довольно необычную роль – вам нужно посмотреть фильм, чтобы понять, что я имею в виду. Данте Перейра-Олсон, исполнивший роль маленького Бэт... Брюса Уэйна, пусть и очень небольшую, но сумел выдержать накал этой сцены с Артуром, связанный понятно с чем, ведь перед нами не просто люди, а те, кому предстоит стать Джокером и Бэтменом!
Весь фильм – невероятно сильная кинокартина именно в эмоциональном смысле, можете не сомневаться в этом. Все это достигается благодаря симбиозу актерского перевоплощения Феникса, режиссуры Тодда Филлипса, визуального ряда оператора Лоуренса Шера и душещипательной музыки амбициозной виолончелистки Хильдур Гуднадоттир.
Честно сказать, от Тодда Филлипса я не ожидал подобной работы, будучи не знакомым с его фильмографией, но все же зная, какие фильмы он снимал до этого. Но режиссура в этом фильме получилась идеальной: благодаря видению Тодда, сам фильм получился как нельзя подходящим натуре самого центрального персонажа: нервозным, странным, одно время мрачно-дождливым по своему настроению, но раскрывающимся с новых сторон по мере хода событий. Атмосфера, ритм, передача внутреннего настроя центрального героя – видение Филлипса, как по мне, безукоризненно. То же касается сценария. Операторская работа выступает идеальным "зеркалом" души персонажа: она не просто показывает события, она в то же время показывает состояние души героя. В этом плане фильм можно назвать импрессионистским.
О музыке, как и во всех хороших фильмах, хочется написать отдельно. Музыкальный ряд, гармонично вписывающийся во все остальное, во многом раскрывается в деталях. На каком-то подсознательном уровне ваши ощущения от фильма многократно увеличатся благодаря всем тем тонкостям, которые содержит в себе, казалось бы на первый взгляд, довольно монотонный и однообразный из-за использования, по большому счету, одного приоритетного инструмента, саундтрек. Но, повторюсь, это только на первый взгляд. На самом деле этот инструмент, даже один он, звучит совершенно по-разному в разные моменты фильма. В какие-то он содержит в себе ноты сочувствия, тяжести и сопереживания. В другие же, откровенно разоблачает дикую и необузданную натуру героя.
Просмотр этого фильма позволит испытать зрителю, начинающему просмотр с открытым разумом и сердцем, невероятные эмоциональные ощущения к его концу. Феникс и компания просто берут и заставляют вас сопереживать Артуру. И мы, зрители, с радостью это делаем, будто и не знаем, в кого превратится в последствии этот персонаж. И когда это происходит, черта пройдена: вы уже не можете отказаться от всего того сопереживания к нему, старательно выработанного по ходу действия ленты. И благодаря этому вы проходите с ним и оставшийся, более мрачный отрезок пути. Парадоксально, но вместе с ним вы испытываете радость от происходящего, вместе с ним растворяетесь в новой философии бытия и мировоззрении зла, которое уже и не кажется злом вовсе. Добро и зло – эти понятия применимы для обычных кинокомиксов, сказок, шаблонного кино, но здесь все гораздо, гораздо сложнее. И тем страшнее. Этим Джокер и может по-настоящему напугать, помимо достигшего пика своего развития и власти над разумом Артура его дьявольского альтер-эго, точнее уже переставшего быль "альтер-" и ставшего его настоящим эго, в кульминационной сцене фильма.
В заключение хотелось бы отметить, что в фильм отлично встроены отсылки как к комиксам, так и к фильму Кристофера Нолана «Темный рыцарь». Причем к комиксам больше отсылок в репликах (одна из самых известных цитат Джокера: "Всё, что требуется – это лишь один плохой день"), в то время как к фильму Нолана есть очень интересные визуальные отсылки, которые вы непременно заметите.
И в целом, я не согласен с тем мнением, которое заявлялось многими до премьеры, и заявляется по сей день, хотя и в меньшей степени, что фильму вообще не нужна эта привязка к DC, комиксам, Джокеру и т.д. и т.п. По-моему, именно эта привязка придает ему некой изюминки, изыска. Вишенкой на торте, разумеется, является сам перформанс Феникса, но, согласитесь, смотреть все это, осознавая, в каком мире это происходит и что его ждет в дальнейшем, гораздо увлекательнее. А сцена у забора с Артуром и Брюсом так вообще – попадание в самое яблочко в плане предзнаменования их грядущего конфликта, а он будет, судя по тому, что нам показали. Пусть мы и не увидим его именно в этих декорациях...
10 из 10
P.S. После сеанса я отправился домой и увидел на двери подъезда объявление: к нам в город приезжает цирк. Цирк с клоунами. Вот только, боюсь, эти клоуны меня уже не рассмешат.
#Джокер #Joker #JokerMovie #ФильмДжокер #кино #рецензия #2019 #кино2019 #DCComics #DC #ХоакинФеникс #JoaquinPhoenix #ТоддФиллипс #ToddPhillips #WarnerBros #Бэтмен #Batman